МБОУ "Гимназия № 7"
Норильск
  • Служба медиации

    О службе школьной медиации

    Медиация — одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора... (wikipedia.org/wiki/)

    В центрах служба медиации имеет основной целью содействие в разрешении семейных споров и детско-родительских конфликтов и популяризацию среди несовершеннолетних цивилизованных форм урегулирования конфликтных ситуаций с участием третьей нейтральной стороны, функцию которой берет на себя работник центра, который специально обучен процедуре медиации.

    Работники центров, выполняющие функции медиатора, проходят обучение методам применения восстановительного подхода при урегулировании конфликтов, элементам, техникам и разным формам медиации.

    В 2012 году задача создания служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017» и в «План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

    Типичные способы реагирования на конфликты в организациях:

    • Самостоятельные разбирательства,  инициированные самими несовершеннолетними;
    • Замалчивание;
    • Разбирательства с участием представителей администрации организации, родителей,  законных представителей, работников центра и т.д.

    Конфликт, решенный непосредственными участниками, которые самостоятельно нашли взаимоудовлетворяющее решение  и  приняли на себя ответственность за выполнение  решения, чаще исчерпывает себя полностью и не повторяется. Для этих целей действует  (содействует  конфликтующим сторонам) нейтральный посредник  - медиатор.

    Медиатор не осуждает, не навязывает сторонам свое видение и решение, не устраивает разбирательств и не принуждает стороны  к примирению.

    Медиатор помогает всем участникам найти выход из спорной ситуации максимально снизив эмоциональный накал, высказав друг другу обиды и претензии в форме, приемлемой для  продолжения общения, а также обсудить, как избежать повторения ситуации  в будущем.  

    Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон  и в их интересах.

    Миссия службы медиации — развить и закрепить как культурную традицию новую форму  реагирования на  конфликтную ситуацию.

    Цель службы медиации — развитие  восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения, гармонизация детско-родительских отношений.

     Задачи службы медиации:

    • Ограничение  административных и карательных реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних и развитие восстановительных практик (медиации).
    • Формирование и продвижение ценностей восстановительной культуры среди работников центра, несовершеннолетних и их родителей / законных представителей. 

    Состав службы медиации:

    В службу медиации входят работники гимназии, имеющие педагогическое образование и прошедшие подготовку (обучение) в качестве медиаторов (получившие специальные навыки проведения медиации).

    Котлярова Яна Владимировна

    Проскурин Антон Васильевич

    Журавлева Галина Игоревна

    Полномочия членов службы зависят от наличия у них навыков проведения медиации и действующего в организации положения о службе медиации.  

    В разных организациях применяются разные формы восстановительного подхода: круги сообщества, восстановительная медиация,  конференция и другие (на выбор и по решению организации). Цель всех примирительных практик одна – содействие в скорейшем урегулировании конфликта в интересах сторон.

    Восстановительная медиация – встреча спорящих сторон «за столом переговоров» в присутствии посредника-медиатора, который направляет беседу так, чтобы  встреча  не переросла в новый конфликт и взаимоудовлетворяющая договоренность была достигнута. При необходимости проводятся переговоры о заглаживании (возмещении) причиненного вреда. Ответственность за результат встречи лежит на ее участниках.

    Медиация  может применяться в случаях конфликтов или мелких криминальных ситуаций (краж, драк), конфликтах между несовершеннолетними и работниками центра, между родителями / законными представителями и работниками центра, между детьми и родителями / законными представителями.

    В нашей организации также действует служба медиации и работники гимназии, выполняющие функции медиаторов всегда готовы  оказать содействие в разрешении любой конфликтной ситуации, как несовершеннолетним, так и взрослым.

    Обратиться к медиатору можно лично (кабинет № 48) или позвонить по телефону 22-48-93 и договориться о встрече.

    План работы службы медиации.

    Цель: создание условий для формирования безопасного пространства и обеспечения защиты прав детей, снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.

    Задачи:

    •  распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
    •  обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
    •   организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.

    мероприятие

    Сроки проведения

    Предполагаемый результат

    ответственный

    Нормативно-правовое обеспечение деятельности

    1

    Определение состава (педагоги, учащиеся, родители)

    сентябрь

    Приказ о составе школьной службы

    Директор

    2

    Разработка должностных инструкций специалистов

    сентябрь

    Должностные инструкции

    Куратор ШСМ

    Организационно-методическая деятельность

    1

    Разработка плана работы службы

    сентябрь

    Утверждение плана работы

    Куратор службы

    2

    Информирование участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся) о задачах и работе школьной службы медиации

    Сентябрь-октябрь

    Информированность педагогов, учащихся и родителей о ШСМ

    Члены службы школьной медиации

    3

    Формирование электронной библиотеки «Восстановительные технологии»

    В течение года

    Создание электронной библиотеки

    Члены службы школьной медиации

    Просветительская деятельность

    1

    Организация и проведение ознакомительного семинара

    «Работа школьной службы медиации»

    октябрь

    Расширение знаний о деятельности

    Педагог-психолог Куратор ШСМ,

    2

    Размещение информации о деятельности ШСМ на сайте школы

    В течение года

    Информированность педагогов, учащихся и родителей о ШСМ

    Куратор ШСМ, главный специалист ИКТ

    3

    Оформление стенда « Школьная служба медиации»

    Информирование о работе ШСМ

    Члены службы школьной медиации

    4

    Обучение учащихся - членов ШСМ

    Октябрь

    Расширение знаний о деятельности

    Педагог-психолог

    5

    Проведение классных часов на тему: «Знакомство со службой школьной медитации», 5-11 классы;

    «Разрешение конфликтных ситуаций в школе», 5-11 классы

    Ноябрь-март

    Расширение знаний у учащихся о деятельности ШСМ

    Классные руководители,

    педагог – психолог,

    социальный педагог

    6

    Психологические игры на сплоченность,

    1-4 классы;

    Групповые занятия «Конфликтные ситуации и способы их преодоления»,

    1-4 классы

    В течение года

    (по запросу)

    Расширение представления учащихся о возможности разрешения спора методом восстановительных технологий

    Классные руководители,

    педагог – психолог,

    социальный педагог

    7

    Сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования

    В течение года

    (по запросу)

    Защита и представление прав учащихся

    Куратор службы

    школьной медиации

    8

    Проведение ознакомительной встречи с родителями в рамках проведения общешкольных собраний (1-11 классы).

    Сентябрь-ноябрь

    Расширение знаний о деятельности ШСМ

    Администрация школы

    Реализация восстановительных процедур

    1

    Работа с обращениями

    По мере необходимости

    Полная информация о ситуации

    Члены службы школьной медиации

    2

    Сбор информации о ситуации, с которой организуется восстановительная процедура

    По мере необходимости

    Полная информация о ситуации

    Члены службы школьной медиации

    3

    Проведение программ примирения с предоставлением отчетов о проделанной восстановительной работе

    По мере необходимости

    Защита Законных интересов участников образовательного процесса

    Члены службы школьной медиации

    4

    Консультирование законных представителей несовершеннолетних, специалистов, работающих с участниками реализуемых воспитательные программы

    По мере необходимости

    Подготовка и выдача рекомендаций, получение согласия родителей на проведение воспитательной программы

    Куратор службы

    школьной медиации, педагог-психолог

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie